Я вас категорически приветствую.
О теизме. От Шопенгауэра.
«Что за хитрый подлог и коварная инсинуация лежит в слове атеизм! Как будто теизм нечто такое, что разумеется само собою.»
«Каждому теисту следует предложить вопрос-дилемму: "Индивид твой — бог или нет?" Если он ответит на этот вопрос отрицательно, то это не бог; если же утвердительно, из его ответа вытекают странные вещи.»
«Постоянным внушением, начиная с юности, можно привить человеку всякое суеверие как навязчивую идею. Но, что еще важнее, такая привитая навязчивая идея делается, в конце концов, как дрессировка охотничьих собак, наследственной, если прививка эта повторялась долгое время от поколения к поколению: и тогда уже она действительно становится врожденной идеей.»
«Таким образом и можно объяснить, что одна половина мира объявляет известное понятие врожденным и необходимым, между тем как другая отвергает его. Впрочем, надо еще различать, что при этом в действительности — представление и что — только воля.»
«Под словом "бог" громадное большинство европейцев мыслит действительно некоего индивида, как бы человека. Те, кто в силу известного образования не соглашается с этим, будут, сообразно степени этого образования, мыслить под данным словом все меньше и меньше; а самые образованные будут мыслить в конце концов или простую natura naturans (порождающую природу), для которой, правда, это имя мало подходит, или, еще чаще, не будут мыслить ничего определенного, но будут очень крепко держаться за это слово, представляющее собою для них в глубине их души простой боевой клич, при котором все их пороки и грехи могут найти себе надежную защиту и с помощью которого они надеются обеспечить себе в будущем вечное блаженство. Итак, тут дело в воле, хватающейся за масть, которую она считает козырной.»
«Если религия служит маской для самых низменных умыслов, то это — до того повседневное явление, что оно не может никого удивлять; но чтобы это могло случиться с философией, чистой дочерью неба, которая никогда и нигде не искала ничего иного, кроме истины, — эта участь выпала на долю нашего времени.»
«Бога, свободу и бессмертие считают по большей части главными целями метафизики, но первая сделала бы невозможными две последние цели. Можно было бы также сказать: первое было бы — в онтологическом доказательстве — essentia (сущность) без existentia (существование), второе — existentia без essentia.»
«Лжеучение, которое, широко простираясь, загораживает дорогу истине, представляет собою такое отвратительное существо, что, пускай оно санкционировано тысячью поколений и приносит неизмеримую пользу даже делу морального исправления человеческого рода, — я не вижу основания щадить его или смирять свою ненависть и презрение к нему.»
«Нет лжи, достойной уважения. Знайте это! Мы хотим добиться истины и прибегнем без remorse даже к вивисекции лжи.»