Я вас категорически приветствую.
Про мотивацию и причинность, от Шопенгауэра.
«Отличие теистов от атеистов, спинозистов, фаталистов заключается в том, что первые утверждают некий произвольный принцип мира, вторые — естественный: первые выводят его возникновение из какой-то воли, вторые — из какой-то причины. Причина действует необходимо, воля — свободно.»
«Но воля без мотива немыслима так же, как действие без причины. Если мир возник, то или, по мысли атеистов, какая-нибудь его причина должна была быть первой, т. е. у нее не было ничего до нее, действием чего она была бы и что ее самое вынудило бы действовать и из чего ее можно было бы объяснить; она действует, следовательно, с абсолютной необходимостью, она действует в силу абсолютного (т. е. ни от какого иного основания не зависящего) необходимого долженствования, а это и есть фатализм в собственном смысле.»
«Когда же теисты мыслят некую волю действующей без мотива, то результат получается такой же бессмысленный, как и фатализм, а именно: желание без основания, как там — неизбежное долженствование без основания.»
«Что большинство людей охотнее удовлетворяется желанием без основания, чем долженствованием без основания, — это довольно странно. Быть может, это происходит от того, что каждая причина сама по себе поддается исследованию, но не каждый мотив: ведь лицо действующее может свой мотив скрыть: так они подсовывают тайком скрытый мотив.»
«Взгляды обеих партий можно согласовать только тем, чтобы показать, что воля и причинность, свобода и природа — одно и то же. Путь к этому покажет мое новое учение, а именно, что тело — это ставшая объектом воля; и тем не менее воля как таковая подчинена закону мотивации, а в качестве тела — закону причинности. Таким образом, поскольку существует воля, существует и тело; следовательно, поскольку дана мотивация, одновременно существует и причинность.»